АХ, БОЖЕ МОЙ! Поди тут разберись? Конвенция о правах ребенка? Почему право, а не лево? И потом, что такое конвенция? Можно ли ее есть или пить? И кто такие Объединенные Нации? Существуют ли Необъединенные Нации? Вопрос за вопросом! КТО НИ О ЧЕМ НЕ СПРАШИВАЕТ, ОСТАНЕТСЯ ГЛУПЫМ, потому что вопрос — это единственное средство получить ответ. Итак: Конвенция — это соглашение. Конвенция о правах ребенка есть соглашение о том, какие права имеет ребенок. Да, дети имеют права! Только об этом они сами часто ничего не знают. И внимание! Человек не потому имеет права, что он прав. Если ты скажешь, что 1 + 1=2, то в этом ты, конечно, будешь прав. Но это еще не есть право. Право есть на самом деле нечто такое, что тебе положено. Нечто такое, что никто не может и не смеет у ребенка отнять. Никакой закон не может запретить тебе дышать. Ты имеешь право вдыхать воздух. Если бы кто-то запретил тебе это, он был бы убийцей. Потому что не дыша человек задохнется. Если бы кто-то захотел помешать тебе дышать, то этот человек совершил по отношению к тебе противоправное действие. Противоположностью праву является правонарушение. Что является правом и что — правонарушением, определяют законы. Законы готовятся правительствами, принимаются парламентами, а за их соблюдением следит полиция. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ. Там, где есть права, должны быть и обязанности. Ты имеешь, например, право быть сытым. Для того, чтобы быть сытым, у тебя должно быть что пожевать. Позаботиться об этом является обязанностью твоих родителей. Они должны следить за тем, чтобы ты всегда был сыт. Ведь ты же сам не можешь еще зарабатывать деньги, чтобы купить еду. Если же твои родители не могут заработать деньги по той причине, что они больны или являются безработными, то о тебе должно позаботиться сообщество всех взрослых людей твоей страны. Сообщество всех граждан страны мы называем государством. Но потому, что все взрослые одной страны никогда не могут собраться толпой и регулярно встречаться, чтобы решать заботы отдельного человека, все взрослые выбирают парламент и правительство. В парламенте и в правительстве потом заседают представители всех взрослых страны. Там они принимают законы. Законы определяют, какие права и какие обязанности нужно иметь сообществу, чтобы заботиться о своих людях. С тем, чтобы люди страны могли беспрепятственно и по-доброму сожительствовать между собой. КТО ТАКИЕ ОБЪЕДИНЕННЫЕ НАЦИИ? На Земле, ты это можешь увидеть на географической карте, существует много стран и государств. Есть богатые и бедные страны, хорошие и плохие правительства. Все они объединились в Организацию Объединенных Наций. Часто они спорят между собой. Несмотря на это, они хотят сотрудничать по важным вопросам и разговаривать друг с другом. Однажды поговорив о детях этой Земли, они приняли Конвенцию о правах детей. И каждое правительство, которое от имени сообщества всех взрослых своей собственной страны подписало это соглашение, обещает его выполнять. При этом речь идет о том, чтобы дать всем детям этой Земли одинаковые права. И все взрослые должны иметь одинаковые обязанности. Парламенты и правительства должны издать такие законы, по которым все дети их страны имели бы, с точки зрения соблюдения прав ребенка, как можно более широкие возможности. В соглашении о правах ребенка богатые страны обязуются помогать бедным странам, если те не в состоянии собственными силами выполнять обязанности по отношению к своим детям. Ни один ребенок не должен страдать из-за того, что он родился не в той стране, в которой он сейчас живет. КАЗЕННЫЙ ЯЗЫК ИЛИ АБРАКАДАБРА? Вот мы и ответили уже на важнейшие вопросы. Но нужно ответить еще на самый важный из них: почему права детей сформулированы таким образом, что ни один ребенок не может их понять. Возьмем статью 2, пункт 2. Там говорится: «Подписавшие Конвенцию государства принимают все приемлемые меры для того, чтобы обеспечить ребенку защиту от всяких форм дискриминации или наказания из-за социального статуса, характера деятельности, выражения взглядов или мировоззрения своих родителей, своего опекуна или своих родственников». Это не только фраза-солитер — этого не поймет ни один человек. Это язык законов. Так говорят и пишут юристы, адвокаты и эксперты по международному праву. Так не говорит и не пишет ни один ребенок! Это как-то заметили и господа специалисты. И тогда они сочинили статью 42. Там говорится: «Подписавшие государства обязуются с помощью приемлемых и эффективных мер сделать принципы и положения этого соглашения всеобщим достоянием взрослых и детей». Так они спихнули с себя эту проблему. Но теперь берем на себя эту задачу мы: насколько нам это удастся, мы постараемся перевести «Конвенцию о правах ребенка» на понятный язык. Конечно, не на язык грудных младенцев. Скажем проще: на язык школьников. Школьники учатся читать и писать. И когда они читают что-то о своих правах, они должны быть в состоянии также понять это. Они имеют право на это! Это право каждого ребенка, в том числе и твое! 1. КТО СЧИТАЕТСЯ РЕБЕНКОМ? Здесь сказано о том, на кого распространяются эти права: «На всех людей, которые по законам своей страны еще не являются взрослыми. Если ты не достиг еще 19 лет, то права ребенка защищают и тебя. Это относится как к маленьким детям, так и к подросткам». 2. ЕСТЬ ЛИ ИСКЛЮЧЕНИЯ? Эти права относятся без исключения ко всем детям. Не играет никакой роли, как выглядит каждый отдельный ребенок, в какой вере он воспитан, какой у него родной язык, девочка это или мальчик, бедны или богаты его родители, к какому народу он принадлежит или кто его родители. Все это не имеет никакого значения: все дети должны иметь одни и те же права! Не должно играть никакой роли и то, натворили ли что-то взрослые, от которых зависит ребенок или нет: ни один ребенок не может быть наказан или ущемлен в правах за то, что касается его родителей. Принцип «вместе воровать — вместе ответ держать» никогда не должен применяться к детям. 3.ЧТО ЭТО ОЗНАЧАЕТ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ? К взрослым обращен призыв: всегда перед тем, как принять какое-либо решение, подумать в первую очередь о благе детей. Люди, сидящие в правительствах, должны пообещать принять такие законы, которые служат благу детей. Они должны следить за тем, чтоб эти законы действительно соблюдались. Ибо какой толк правах ребенка, если их никто не соблюдает? Кроме того, правительства должны позаботиться о том чтобы все взрослые, имеющие отношение к уходу за детьм (на работе и дома), были хорошо подготовлены к этому, ти ни в коем случае не должны страдать из-за глупости или невежества взрослых, которым они доверены. Дети никогда не должны подвергаться опасности для их здоровья и жизни из-за того, что взрослый не знал, как нужно поступить. 4. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ СТРАНА ЯВЛЯЕТСЯ БЕДНОЙ? Правительства обязуются делать все для того, чтобы обеспечить детям соблюдение их прав. Все дети, в том числе и ты должны иметь как можно более широкие возможности для того, чтобы расти здоровыми, благополучными и бодрыми! Но если правительство какой-либо бедной страны не в состоянии оплатить все, что необходимо для защиты, обучения и благополучия своих детей, что тогда? Тогда правительство! должно обратиться за помощью к какой-то богатой стране или к Объединенным Нациям. Правительства богатых стран! обещают помогать детям в бедных странах. Это относится в особенности ко всем правительствам, которые подписали соглашение Объединенных Наций о правах ребенка. 5. А КАК С РОДИТЕЛЯМИ? Правительства договорились поддерживать родителей и воспитателей, которые хорошо заботятся о своих детях. Это значит, что те предоставляют своим детям установленные права и сами выполняют лежащие на них обязанности, Тот, кто хорошо заботится о своих детях, не должен нести от этого ущерба. Если же родители или воспитатели бросают своих детей или не выполняют своих ооязанностей перед детьми, то правительства обещают не мириться с этим! 6. ОСНОВНОЕ ПРАВО НА ЖИЗНЬ Здесь подчеркивается, что каждый ребенок имеет право на жизнь. Ну и что же, скажешь ты, ведь это само собой разумеется? Да, это должно быть само собой разумеющимся. Но, к сожалению, это не так. Когда дети растут в условиях войны, страдают от голода или от глубокой нищеты, то часто они умирают очень рано, не дождавшись помощи с чьей-либо стороны. Поэтому правительства обещают делать все для того, чтобы обеспечить детям еду и питье, крышу над головой, школу и обучение, безопасную жизнь и здоровье. Если какая-то страна слишком бедна для этого, она может попросить помощи у правительства более богатой страны, как это уже предлагалось в разделе 4. Сообщество взрослых должно помогать детям во всемирном масштабе! 7. ОСНОВНОЕ ПРАВО НА ИМЯ, ФАМИЛИЮ, ГРАЖДАНСТВО. Здесь записано, что каждый ребенок имеет право на свое собственное имя. Сразу же после его рождения это имя должно быть занесено в регистр, чтобы ребенок мог получить удостоверение личности. В удостоверении будет указано, из какой страны происходит ребенок и какое правительство должно заботиться о его благополучии. К благополучию ребенка относится и то, что он имеет право расти в своей семье. Только в том случае, если это оказывается невозможным, в дело включается правительство. Но для того, чтобы правительство знало о существовании этого ребенка, он с указанием его имени, времени и места рождения заносится в государственные списки. Эти списки называются метрическими. 8. ОСНОВНОЕ ПРАВО НА ВОССОЕДИНЕНИЕ СЕМЕЙ. Теперь ребенок имеет имя, он знает, где он прописан, с кем он в родстве и кто эти люди. Его нельзя произвольно разлучить с родителями. Его нельзя изгнать из родной страны. Его имя нельзя фальсифицировать. Это было бы противоправно. Если же это противоправие все-таки случается — из-за того, что идет война, или же если из-за нужды семья оказывается разорванной, то все правительства обязаны помочь этому ребенку воссоединиться с людьми, к кругу которых он принадлежит. Делать это обещали все правительства, подписавшие это соглашение. 9. ПРАВА ПРИ ОТРЫВЕ ОТ РОДИТЕЛЕЙ Здесь правительства обещают, что ни один ребенок без согласия его родителей не может быть отделен от них. Тем не менее есть исключения: если родители бьют и мучают ребенка и для него будет лучше, чтобы его забрали из дома. Решающим является благо ребенка. Если какой-то орган власти решит, что ребенка лучше отделить от его родителей, то это должно быть подтверждено судом. Таким образом ребенок защищен от неоправданного решения какого-то органа власти (например, ведомства по делам несовершеннолетних). При этом должны быть заслушаны не только родители ребенка, но и сам ребенок. Если родители разводятся, то ребенок имеет право посещать как отца, так и мать. Если правительство посадит отца или мать в тюрьму, то ребенок имеет право знать, где находятся его родители. Есть такие правительства, которые могут посадить в тюрьму отца или мать несправедливо. Возможно, по той причине, что они были слишком неудобными для правительства. Как раз в таких случаях эти попирающие право правительства не должны наказывать ребенка, когда он спрашивает о своих родителях. Об этом должны позаботиться справедливые правительства вне зависимости от того, хочет ли того это попирающее право правительство. 10. ДЕТИ-БЕЖЕНЦЫ И ВОССОЕДИНЕНИЕ СЕМЕЙ Иногда дети вынуждены спасаться бегством от войны, насилия или нищеты. Если при бегстве ребенок потерялся от родителей, то он имеет право добиваться того, чтобы родители последовали за ним туда, куда ему удалось добраться. Также отец и мать имеют право добиваться доставки ребенка туда, где они нашли безопасное убежище. Решающим всегда является безопасность ребенка! 11. ПОХИЩЕНИЕ И ДЕПОРТАЦИЯ Правительства признают нарушением права, когда ребенок против своей воли депортируется за границу. Похищение или депортация ребенка запрещаются всеми правительствами. Если же такое нарушение права все-таки произошло, правительства помогают друг другу разыскать ребенка. 12. ПРАВО БЫТЬ ВЫСЛУШАННЫМ Правительства предоставляют каждому ребенку право быть выслушанным в тех случаях, когда речь идет о его делах. При всех решениях, касающихся ребенка, его мнение должно быть выслушано и учтено. При этом правительства признают, что ребенок уже способен выработать свое собственное мнение и высказать его. 13. ПРАВО НА СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И СВОБОДНОЕ МЫШЛЕНИЕ. Ни один ребенок не может быть наказан за то, что он говорит то, что думает. Но ребенок не должен подстрекать к преступлению, оскорблять или обижать другого человека, клеветать на него. Мысли и мнения каждого ребенка должны быть свободными! 14. СВОБОДА МЫСЛИ, СВОБОДА СОВЕСТИ, СВОБОДА РЕЛИГИИ. Правительства обещают, что каждый ребенок имеет право сам решать: к какой религии он хочет принадлежать, какую веру исповедывать, создавать свое собственное мнение и выражать его, иметь свои собственные мысли о мире и о том, как его можно было бы улучшить, действовать, исходя из побуждений своей совести. Однако те же права ребенок должен признавать за другими людьми. Это называется терпимостью: уважать права человека даже в том случае, когда он думает совсем иначе, чем ты сам. 15. ПРАВО НА СОБРАНИЯ. Дети имеют право выходить на улицу и совместно с другими выступать там в защиту своего мнения и своих побуждений. Однако они не должны прибегать к насильственным действиям по отношению к другим людям и материальным ценностям. Дети имеют право создавать также свои объединения или клубы. 16. ПРАВО НА СВОЮ ЛИЧНУЮ СФЕРУ У каждого ребенка есть своя честь. Ее нельзя унижать ни полиции и власти, ни его собственным родителям и другим взрослым. Честь и достоинство ребенка должны уважаться всеми взрослыми. Если ты, например, записываешь в дневник что-либо тайное от других, то этого против твоей воли не должен читать или зачитывать вслух никто. Если ты заходишь в свою комнату и при этом просишь взрослых о том, чтобы они, если захотят войти туда, сперва постучались, то они должны придерживаться этого. Ни один взрослый не должен копаться в твоих письмах. Существуют вещи, которые не касаются никого, кроме тебя самого. Это должно уважаться всеми взрослыми, потому что дети имеют право на сферу своих личных дел. 17. ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ. Здесь правительства обещают заботиться о том, чтобы теле- и радиопрограммы, газеты и книги приспосабливались для детей. Все известия, сообщения и репортажи должны выражаться в них в такой форме, чтобы это было понятно для ребенка, помимо того, должен поощряться выпуск детской литературы и детских программ, чтобы ты мог получать как можно олее широкое представление о нашем мире, Дети должны быть защищены от кинофильмов, прославляющих насилие и жестокость или демонстрирующих порочные стороны жизни и ужасы. 18. ПОМОЩЬ И ПОДДЕРЖКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Правительства подчеркивают, что твои родители первыми несут ответственность за тебя. Правительства хотят помогать родителям совместно воспитывать их детей, Они обещают строить достаточное количество детских садов, школ, баз для отдыха и встреч молодежи. Таким путем родители должны получать разгрузку с тем, чтобы у них оставалось достаточно времени для своих собственных дел. 19. ЗАПРЕЩЕНИЕ НАСИЛИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ. Правительства запрещают применение всякого насилия по отношению к детям. С детьми не должно быть жестокого обращения, Детей нельзя принуждать к чему-то, что вызывает у них отвращение, Взрослые не должны допускать, чтобы детей били, сажали под арест или чтобы они становились беспризорными. Ребенка никогда нельзя принуждать делать что-то, чего он не хочет. 20. ПРАВО НА ЗАБОТУ И ЗАЩИТУ. К сожалению, встречаются родители, которые дурно обращаются со своими детьми. Для таких детей лучше, если им не придется и дальше страдать от таких родителей-кукушек, Поэтому правительства обещают, что каждый ребенок, который больше не в состоянии выносить жизнь у родителей, найдет такое место и таких людей, где он может расти без страха, Это может быть место в детском доме или семья, готовая усыновить чужого ребенка, или же детское село или молодежное общество. Если ребенок потерял свою семью или был брошен родителями, то он должен знать, что он имеет право на место среди таких людей, которые будут любить его. 21. УСЫНОВЛЕНИЯ. Здесь провительства обещают, что при усыновлениях всегда первым делом задается вопрос о том, что будет лучше для ребенка. Взрослые, которые готовы стать родителями для чужого ребенка, тщательно подбираются. Ребенок сам должен быть согласен со своим усыновлением при условии, что он достиг уже достаточного возраста для того, чтобы понимать, что его передают новым родителям. Если ребенка предполагается усыновить из другой страны, то новые родители подыскиваются сперва в родной стране. Если же там не нашлось приемных родителей, то они могут быть подобраны за рубежом. Такой порядок установлен и для того, чтобы во всех случаях предотвратить продажу детей. Торговля детьми строго запрещена. 22. ПРАВО НА УБЕЖИЩЕ. Здесь речь идет о войне и о беженцах. Правительства обещают: если ребенок вынужден бежать от войны, то все страны, чьи правительства подписали это соглашение, предоставляют такому ребенку-беженцу убежище. Ребенка нельзя отправить обратно в страну, где идет война. Если ребенок бежал один, ему следует помочь разыскать своих родителей, 23. ЗАЩИТА ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ИХ ПРАВА. Правительства едины в том, что дети-инвалиды должны обладать теми же правами, что и другие дети. Однако они нуждаются в особом уходе, внимании и помощи, А это стоит денег. Эти деньги правительства должны выделять из государственной казны. Дети-инвалиды должны получать как можно больше возможностей и предложений для того, чтобы вырасти самостоятельно живущими людьми, 24. ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ. Правительства обещают заботиться о здоровье детей, Каждый ребенок, если он болен или ранен, имеет право на медицинскую помощь и лечение, Однако правительства хотят помогать в предотвращении болезней. Они хотят заботится о чистоте продуктов питания и воды, о воспитании в духе чистоты и гигиены, о сохранении чистоты окружающей среды (предотвращение попадания отходов в питьевую воду и пр.), об изжитии вредных для здоровья обычаев (например, нанесения на тело украшающих рубцов и т. д.). Если правительство бедной страны не может обеспечить это своими силами, то правительства богатых стран намерены помогать ему в этом. 25. ЗАЩИТА ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ. Некоторые дети вынуждены долгое время жить в детских домах и в закрытых отделениях больниц, Правительства обещают регулярно следить за детскими домами и больницами и контролировать положение дел в них. Это служит защите детей от произвола или халатного отношения со стороны персонала детских домов или от недобросовестности лиц по уходу за больными. 26. СТРАХОВАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ. Правительства обещают, что каждый ребенок будет автоматически застрахован от болезни, несчастного случая и нищеты, хотя взносы в систему социального страхования платят только взрослые. 27. ПРАВО НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЕНКА. Правительства признают, что каждый ребенок имеет право расти, не терпя нужду. До тех пор, пока ребенок не встанет на свои собственные ноги, его родители обязаны оберегать своего ребенка от всякой нужды и всяких лишений. Еда и питье, одежда и жилье, обучение и защита являются основополагающими потребностями, на удовлетворение которых имеет право каждый ребенок, Если родители оказываются не в состоянии обеспечить своему ребенку выполнение этих основополагающих потребностей, то в дело должно включиться государство — сообщество всех взрослых страны — для того, чтобы оказать поддержку родителям и детям. Ребенок имеет право на то, чтобы его содержали. 28. ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ. Правительства помогают каждому ребенку осуществлять право на школьное обучение, Каждый ребенок имеет право учиться столько, сколько он может. Поэтому каждый ребенок обладает правом ходить в школу. Школа первой ступени должна быть по возможности бесплатной, чтобы научиться чему-то могли и дети из бедных семей. Для всех детей должны быть также открыты средние школы и гимназии, В школе должно поддерживаться человеческое достоинство ребенка: учитель не имеет права ни бить, ни мучить ребенка, ни чинить ему каких-либо козен, Правительства вводят обязательное школьное обучение, Обязательность обучения должна воспрепятствовать тому, чтобы дети бедных родителей во время обучения работали. В противном случае они оказались бы ущемленными, Дети бедных родителей должны получать поддержку путем денежного пособия или прямой помощи, чтобы иметь возможность посещать школу. 29. ОРИЕНТАЦИЯ НА ОСНОВНЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ. Правительства выступают за то, чтобы в школах их стран учили не только чтению, письму и арифметике. Дети должны особенно поощряться в развитии своих способностей, Они должны учиться жить рядом с другими людьми. Они должны осознать, что их собственная свобода имеет своим пределом свободу другого человека, Они должны воспитываться в духе уважения к инакомыслящему, Они не должны стыдиться своего происхождения, Они должны быть открытыми ко всему чужому. Они должны приучаться к охране природы и окружающей среды, Они должны учиться тому, чтобы с инициативой и радостью сотрудничать в строительстве лучшего мира.
30. ПРАВА ДЕТЕЙ ИЗ МЕНЬШИНСТВ. Во всех странах этой планеты существуют большинство населения и меньшинства. Правительства безоговорочно признают права таких меньшинств. Это могут быть дети какого-либо маленького народа (например, лапландцы в Финляндии, баски в Испании), это могут быть дети какого-то маленького религиозного сообщества (например, бахай в Германии, христиане в Индии, мусульмане в Австрии или евреи в России), это могут быть также дети языкового меньшинства (например, сербы в Германии, хорваты в Австрии, говорящие на гельском наречии группы в Англии, немецкие дунайские швабы в Румынии), это могут быть дети аборигенов какой-то страны (например, индейцы в США, якуты в России, коренные жители в Австралии, народность бушей в Намибии, инуиты в Гренландии). Дети из всех этих меньшинств получают право вести такой образ жизни, который соответствует традициям и привычкам этого меньшинства. Большинство населения той или иной страны не должно отказывать меньшинству в его правах на собственный язык, собственную религию, собственные обычаи и самобытный образ жизни. Язык, религия, обычаи и образ жизни являются частью культуры и своеобразия, которые не могут подавляться и у меньшинств, 31. ПРАВО НА ДОСУГ И ОТДЫХ. Правительства предоставляют каждому ребенку право на досуг и отдых. В это время дети могут заниматься тем, к чему их тянет. При этом их нужно стимулировать к тому, чтобы находить радость в музыке, танцах и живописи, или в спорте и движении. Главное: разрядка, игра и развлечение. К сожалению, для многих детей этой планеты это не является само собой разумеющимся: они вынуждены работать для того, чтобы их семья смогла выжить. 32. ЗАЩИТА РЕБЕНКА ОТ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ДЕТСКОГО ТРУДА. Правительства осуждают детский труд и эксплуатацию детей в качестве подневольных рабочих. Каждый ребенок имеет право на защиту от физической эксплуатации и экономической эксплуатации. Никто не должен обогащаться на дешевом по оплате труде детей. Никто не должен зарабатывать деньги на горбу занятых на тяжелой работе детей. Детский труд запрещается. Особенно, когда он наносит вред здоровью. Поэтому правительства обещают устанавливать минимальный возраст, начиная с которого ребенок имеет право заниматься платным трудом. Они точно устанавливают, какую продолжительность может иметь труд ребенка. Они регламентируют, при каких условиях ребенок может быть занят на работе и при каких нет. При этом правительства исходят из того, что дети являются не дешевой рабочей скотиной, а людьми, которым нельзя препятствовать в здоровом и радостном развитии. Этой возможности дети во многих случаях лишаются из-за детского труда, который калечит детей, создает угрозу их жизни и здоровью, изматывает детей и выжимает из них все соки. 33. ЗАПРЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИМИ ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И НАРКОТИКАМИ. Правительства намерены делать все для того, чтобы защитить детей от употребления сильно действующих фармакологических препаратов, наркотиков и других средств, ставящих человека в рабскую зависимость от их приема. Наркотики и другие психотропные препараты разрушают организм и душу ребенка. Те, кто их принимает, становятся привязанными к ним и больными. Поэтому строго запрещается продавать или передавать детям наркотики или другие подобные препараты. Запрещается и их изготовление. Дети не должны становиться наркоманами! Ибо эти средства обогащают дельцов и губят детей. Правительства следят за тем, чтобы дети не использовались взрослыми для изготовления и сбыта наркотиков. 34. ЗАЩИТА ОТ СЕКСУАЛЬНОГО ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ. Правительства обязуются беречь детей от всех форм сексуального злоупотребления и сексуальной эксплуатации. С помощью законов и всех других мер необходимо препятствовать тому, чтобы взрослые строили на нежности детей и их стремлении к ласке свои грязные делишки. Детей нельзя принуждать к тому, чтобы они ласкались к взрослым. Детей нельзя подставлять взрослым отвратительным чудовищам, чтобы те удовлетворяли на них свои сексуальные потребности. Детям нельзя показывать порнографические издания и порнографические фильмы. Дети имеют право на неприкосновенность своего чувства стыда. 35.ЗАПРЕТ ТОРГОВЛИ ДЕТЬМИ. Правительства намерены воспрепятствовать торговле детьми в любой форме. Ни один ребенок, все равно с какой целью, не может быть продан или куплен. Ни один ребенок не может быть похищен. Ни один взрослый не должен заниматься торговлей детьми. Дети — это не вещи. Дети — это люди! Люди не принадлежат никому, кроме самих себя. 36. ЗАЩИТА ОТ ЭКСПЛУАТАЦИИ ДЕТЕЙ. Правительства обязуются препятствовать всякой мыслимой эксплуатации детей. Эксплуатация означает, что 37. ЗАЩИТА ДЕТЕЙ, СОВЕРШИВШИХ УГОЛОВНО НАКАЗУЕМОЕ ДЕЯНИЕ. Дети тоже могут становиться преступниками. Также и дети могут иногда совершать преступления. В большинстве случаев они к этому времени уже бывают подростками. Правительства знают это. Но они гарантируют, что такие дети и подростки никогда не могут подвергаться пыткам, мучениям и бесчеловечному обращению. Поэтому правительства решили: Ребенок никогда не должен подвергаться смертной казни. Ребенок никогда не должен приговариваться к пожизненному заключению. Он всегда должен сохранять возможность досрочного освобождения из тюрьмы. Ребенок никогда не должен подвергаться заключению без причин. Ребенок должен всегда приговариваться к самой мягкой мере наказания (применительно к совершенному преступлению), а не к высшей мере. Ребенок или подросток никогда не должен отбывать заключение вместе со взрослыми преступниками. Дети в тюрьмах для несовершеннолетних имеют право на посещение их членами своей семьи и право посылать письма своим родственникам. Дети в тюрьмах для несовершеннолетних или в других закрытых учреждениях (воспитательные дома) имеют право на адвоката, который консультирует их по их собственным делам. Дети, которые были осуждены, имеют право обжаловать приговор перед другим судом. 38. ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ОТ УЧАСТИЯ В ВОЙНЕ И ОТ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ. Ни один ребенок не может быть принужден пойти на войну в качестве вооруженного бойца, если он не достиг 15-летнего возраста. Ребенок до 15 лет не может быть призван на военную службу в числе солдат. Если ребенку уже было 15 лет, но еще не исполнилось 18 лет, правительства призывают на военную службу только самых старших подростков из этой группы, если в данной стране воинская обязанность установлена с 15 лет. Если дело доходит до гражданской войны или до войны, правительства обязуются помогать особенно затронутым войной детям. 39. ЗАЩИТА И ЗАБОТА В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ, СТАВШИХ ЖЕРТВАМИ НАСИЛИЯ. Правительства обязуются щадяще и заботливо относиться ко всем детям, ставшим жертвами жестокости, бесчеловечности или глубокого унижения. Их необходимо заботливо лечить от пережитого страха и бесчеловечного обращения, чтобы они затем снова стали необремененными всем этим участниками жизни. Дети должны по возможности лечиться там, где они себя лучше всего чувствуют. Им нужно помогать преодолеть выстраданные ужасы. 40. ПРАВА ДЕТЕЙ, СОВЕРШИВШИХ УГОЛОВНО НАКАЗУЕМОЕ ДЕЯНИЕ. Правительства обязуются никогда не обращаться с ребенком как с закоренелым преступником, какое бы тяжкое преступление он ни совершил. Перед вынесением приговора должны учитываться особые жизненные обстоятельства этого ребенка или подростка. Не совершил ли он это деяние от отчаяния? От бессильной ярости? От глубокой нищеты, чтобы выжить? Знал ли он о последствиях своего деяния? Не подвергался ли он сам дурному обращению дома? Испытывал ли он страх? Не подвергся ли он подстрекательству? Не оказался ли он под нажимом? Право на справедливый судебный процесс. До вынесения приговора всякий ребенок считается невиновным, хотя он обвиняется в преступлении. Сперва должно быть доказано, что этот ребенок действительно совершил то преступление, за которое его судят. Правительства обещают, что ребенок, когда его арестуют, должен сразу же узнать содержание обвинения. Право на защиту. Правительства предоставляют ребенку защитника. Ребенок имеет право на защиту. Правительства гарантируют, что судебный приговор ребенку может выносить только независимый, непредвзятый суд. Они обещают, что ребенку никогда не может быть злонамеренно устроен процесс. Право на отказ давать показания. Они гарантируют, что ребенок никогда не может быть принужден давать показания против самого себя или сам признать себя виновным. Он также не может быть принужден опрашивать свидетелей, которые дают показания против него самого. Он может, однако, требовать приглашения свидетелей, дающих показания в пользу его оправдания и защиты. Право оспорить приговор. Ребенок имеет право добиваться пересмотра вынесенного судом приговора в другом суде. Право на переводчика. Ребенок может потребовать переводчика, если он не понимает язык суда (язык процесса). Это касается, например, детей-иностранцев. Право на достойное обращение. Перед судом каждый ребенок имеет право на то, чтобы его жизненные обстоятельства и образ жизни не обливались грязью и не изображались в ироническом виде. Правительства обязуются создавать специальные суды и места заключения для совершивших преступления несовершеннолетних. Защита с использованием минимального возраста, необходимого для подсудности. Правительства устанавливают минимальный возраст, начиная с которого ребенок может быть приговорен судом и наказан. Правительства, по возможности, стараются помогать детям без приговора суда самим выбраться из той каши, которую они себе заварили. Помощь посредством исправления, а не посредством наказания. Правительства постараются обойтись без арестов, без пребывания в местах заключения или воспитания в детских домах. Дети, совершившие уголовно наказуемое деяние, должны побуждаться к тому, чтобы они строили свою будущую жизнь без совершения преступлений. 41. БОЛЕЕ СОВЕРШЕННЫЕ ПРАВА СОХРАНЯЮТСЯ Здесь правительства подчеркивают, что соглашение о правах ребенка представляет собой минимальное требование. Везде в странах, где правительства уже ввели в действие более совершенные права и возможности для детей, таковые должны и впредь сохраниться. В противном случае произошел бы регресс для детей такой образцовой страны. 42. НЕ ЗАМАЛЧИВАТЬ ПРАВА ДЕТЕЙ Здесь правительства обязуются ознакомить с правами ребенка как детей, так и взрослых данной страны. Дети должны знать свои права, взрослые — свои права и обязанности. 43-45. КОНТРОЛЬ И ПРОЦЕДУРНЫЕ ВОПРОСЫ В этих статьях устанавливается, что будет создан независимый комитет, состоящий из большого количества специалистов. Эти люди будут следить за тем, соблюдается ли и как соблюдается соглашение о правах ребенка правительствами отдельных стран. Эти специалисты должны докладывать затем Генеральному Секретарю ООН о том, как в каждом случае обстоит дело с правами ребенка. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ МЫСЛИ. Наконец дело сделано! Теперь ты наконец знаешь, что записано в соглашении Объединенных Наций о правах ребенка. Ты знаешь, какими правами ты обладаешь. Ты знаешь обязанности взрослых. Ты знаешь, какие задачи берет на себя ради тебя сообщество взрослых.
Но... Да-да, к сожалению, здесь нужно добавить в конце слово «НО». Ты это уже чувствуешь: когда ты каждый день смотришь новости по телевидению и слышишь их по радио или читаешь в газетах, то тебе становится грустно. Права ребенка, к сожалению, все еще соблюдаются не везде. Не соблюдаются и у нас. И еще меньше в других местах. Из стран, охваченных войнами и гражданскими войнами, поступают сообщения и снимки, показывающие нам ужасную правду: Никто не заботится там о правах ребенка! Дети подвергаются таким же мучениям и гибели, как и взрослые. Или возьмем страны, где царит голод. Если бы дела шли в соответствии с правами ребенка, ни один бы ребенок в мире не голодал. Куда же девается обещанная помощь богатых стран и правительств? А как обстоит дело у нас? Достаточно ли у нас детских садов, молодежных клубов, детских игральных площадок? Не становятся ли дети постоянно жертвами уличного движения? Неужели же автомобили важнее, чем дети? А что происходит, когда ребенка бьют и мучают его родители? Сбегаются ли тогда соседи и заступаются ли за избитого ребенка? Нет! В большинстве случаев они держатся в стороне, поскольку это якобы личное дело родителей ребенка. Да, иной раз приходишь в отчаяние. Но вопреки всему и всему: Соглашение о правах ребенка имеет очень большое значение и остается важным для детей. Оно призвано ведь защищать детей от произвола и обид со стороны взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы еще не подошли к этому. Должны ли мы поэтому отказаться от малых шагов, которые возможны? Начнем в нашем непосредственном окружении: в семье, в школе, в детском саду, на нашей улице, в нашей деревне, в нашем городском квартале. Большое количество малых шагов создает движение вперед. Мы должны сплотиться для более крупных шагов. Решиться на них должны наши политики, наши депутаты. Ведь они же являются нашими представителями. Политиков и депутатов тоже нужно подталкивать к выступлениям за права ребенка, за их соблюдение. Иногда помогает немного давления «снизу». Если бы все взрослые помнили, что они сами когда-то были детьми, точно так же, как все дети знают, что они когда-то будут взрослыми, то тогда бы мы нашли совместный путь к осуществлению прав ребенка. Итак, в путь! Права ребенка являются правами человека. Дети, в конце концов, это люди! Люди, находящиеся в пути в более справедливый мир. Этот путь каменист. Но, быть может, ты когда-нибудь будешь гордиться тем, что убрал один из камней на этом пути. Первый шаг уже сделан, если ты дочитал до этого места! |
Администратор сайта: Тунгусков Денис Сайт является СМИ ШДР «Мечта». И МБОУ «СОШ №38». |
Адрес школы: 665825, Россия, Иркутская область, город Ангарск, ул. 40 лет Октября, дом 52, МБОУ «СОШ №38».
|
Ваши пожелания, замечания и предложения вы можете отправить на E-mail: denis.sosh38@rambler.ru с пометкой «Школьный сайт». |
Телефон / факс (3955) 53-02-40, (3955) 53-27-60 E-mail школы: angarskschool38.rambler.ru E-mail директора школы Сорохманюк Я.Т.: yaroslav.sorohmanyuk.rambler.ru
|
© МБОУ «СОШ №38» 2009-2010 |
КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЁНКА |
► ФОТОАРХИВ |
ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ - 2009 |
ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ - 2009 |
«ПОСВЯЩЕНИЕ В ПЕРВОКЛАССНИКИ- 2008» |
«ЯРМАРКА ПРОФЕССИЙ» |
«МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ДЕКАДА-2009» |
«ПОСВЯЩЕНИЕ В ПЕРВОКЛАССНИКИ- 2008» |
«ПОСВЯЩЕНИЕ В ПЕРВОКЛАССНИКИ- 2008» |
«НАША СПОРТИВНАЯ ГОРДОСТЬ» |
«НОВЫЙ 1996 ГОД » |
«ТВОРЧЕССКИЕ ДНИ - 2008» |
«ТВОРЧЕССКИЕ ДНИ - 2008» |
«ПОСВЯЩЕНИЕ В ПЕРВОКЛАССНИКИ- 2008» |
«НАШИ ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ» |
«НАШИ ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ» |
«ПЕРВЫЙ ВЫПУСК ШКОЛЬНОГО ЖУРНАЛА «МЕЧТА» |
«ПОСВЯЩЕНИЕ В ПЕРВОКЛАССНИКИ- 2009» |
«ПОСВЯЩЕНИЕ В ПЕРВОКЛАССНИКИ- 2009» |